История Республике Марий Эл


Бронзовый век представлен в марийском крае Усть-Ветлужским могильником, который относится к сейминско-турбинскому феномену и отражает миграции индоевропейских народов.


Финно-угорские племена населяли территорию современной европейской части России с доисторических времен. На территории республики Марий Эл сохранились археологические источники, относящиеся к первому тысячелетию до н. э. Так как марийская письменность — тисте использовалась исключительно для записей хозяйственно-экономической информации, а татарские письменные источники были уничтожены при взятии Казани, почти все письменные сведения об истории средней Волги связаны с русскими источниками.

Черемисы (современное название — марийцы) впервые достоверно упоминаются в X веке в письме хазарскогоцаря Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн Шафруту. Предки современных марийцев между V и VIII веком взаимодействовали с готами, позднее с хазарами и Волжской Булгарией, которая находилась на территории современного Татарстана и была в 1236 году уничтожена наступавшими на Русь монгольскими войсками хана Батыя. С образовавшейся после этого Золотой Ордой марийцы, по-видимому, состояли в союзнических отношениях. С XIII по XVI век марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства.

С IX века марийцы вошли в контакт с продвигавшимся на восток славянским и славяно-финским населением, основавшим города Ростов, Галич, Ярославль, Суздаль, Владимир и в 1221 году Нижний Новгород. Таким образом, марийцы попали в сферу влияния Киевской Руси. Постепенно западные марийцы по принятии христианства ославянились, нежелающие принимать христианство бежали на восток. В Средние века обычным делом стали русско-татарские столкновения на марийских землях. В 1551 году земли горных мари (правобережье Волги) попали под контроль Русского царства, а в 1552 году царские войска взяли Казань, и луговые мари начали платить Русскому царству дань. Начался 30-летний период черемисских войн, который завершился воздвижением городов-крепостей для постоянного содержания военных гарнизонов (в 1583 году основан Козьмодемьянск, в 1584 году — Царевококшайск — ныне Йошкар-Ола, Яранск, Санчурск) и последующим заселением русскими региона.

Принудительная христианизация привела к тому, что марийцы ушли в леса, оставляя пустыми целые деревни. При Петре I марийцев начали призывать в армию, упразднили тарханное сословие. Наряду с этим началось научное исследование территории, появились первые письменные памятники марийского языка на кириллице. Первая марийская грамматика Пуцека-Григоровича появилась в 1775 году. Положение марийцев оставалось достаточно сложным, и в 1775 году они массово поддержали восстание Пугачёва.

В 1872 году открылась Казанская учительская семинария, одной из задач которой было обучение представителей волжских народов, в том числе марийцев. Это дало серьёзный импульс развитию образования и культуры (в том числе национальной) в регионе.

До Октябрьской революции марийцы (как и большинство народов России) не имели своей государственности и были разбросаны в составе Казанской, Вятской, Костромской, Нижегородской, Уфимской и Пермской губерний. И сегодня из 670 тысяч марийцев только 324,3 тысячи проживают в Республике Марий Эл. Исторически сложилось так, что 51,7 % мари проживают вне пределов своей республики, в том числе 4,1 % вне пределов России.

После Октябрьской Революции, 4 ноября 1920 года, была образована Марийская автономная область. В 1922 году область сильно пострадала от охватившего Поволжье голода. В мае 1922 году в Марийской автономной области голодающими числились по официальным данным 466 486 человек (из них 164 429 детей).

В 1920-е годы были установлены две равноправные языковые литературные нормы: луговомарийский язык и горномарийский язык. Эти годы, как и в других национальных республиках, ознаменовались активным развитием национально-культурного строительства.

15 июля 1929 года Марийская автономная область вошла в состав вновь образованного Нижегородского (с 1932 — Горьковского) края. 5 декабря 1936 года Горьковский край был упразднён, Марийская автономная область преобразована в Марийскую АССР, непосредственно входящую в РСФСР.

5 декабря 1936 года Марийская автономная область преобразована в Марийскую АССР. 22 октября 1990 года — Марийская Советская Социалистическая Республика (МССР), не выходя из РСФСР. 9 декабря 1992 года — Республика Марий Эл (поправка к Закону вступила в силу с момента опубликования в «Российской газете» 12 января 1993 года). Название — по этническому самоназванию её коренного населения — мари(«мужчина, муж»). Марий «мари, мариец, марийский», эл «страна, край».

В 1936 году на территории республике было решено построить целлюлозно-бумажный комбинат, призванный обеспечить импорт-замещение производственных товаров. Было объявлено о всесоюзной стройке на территории Лопатинского затона. 26 августа 1939 года решением Верховного Совета РСФСР был создан Лопатинский район с районным центром в посёлке Лопатино при строящемся целлюлозно-бумажном комбинате. В 1940 году посёлок был переименован в Волжск и ему был присвоен статус города. В связи с переименованием район также был переименован в Волжский район. Строительство машиностроительных предприятий дало толчок развитию Волжска, который вскоре стал крупным промышленным центром наряду с Йошкар-Олой.

В годы войны были призваны на фронт свыше 130 тысяч человек. Вернулись домой немногим более 56 тысяч человек. На территории республики были размещены и трудоустроены трудящиеся, эвакуированные из западных областей СССР. В республике вступили в строй предприятия, перебазированные из Москвы, Ленинграда, Одессы и др. городов. В Йошкар-Олу был переведен ряд научно-исследовательских учреждений Ленинграда. В послевоенные пятилетки в республике возникли новые крупные предприятия машиностроительной, приборостроительной и др. отраслей промышленности.

1972 год — открытие первого университета на территории республики (Марийский государственный университет — МарГУ).

В октябре 1990 года принята Декларация о государственном суверенитете, с 1992 года современное название — Марийская Республика (Марий Эл).

1995 год — преобразование Марийского политехнического института (МПИ) в Марийский государственный технический университет (в 2012 году преобразован в университетский комплекс Поволжский государственный технологический университет — ПГТУ).

В 2000-х в столице республики городе Йошкар-Ола были построены и реконструированы многие объекты культуры, такие, как Царевококшайский кремль, набережная, Архангельская слобода, бульвар Чавайна, бульвар Победы и др.

The History Of The Republic Of Mari El

The bronze age is represented in the Mari region of Ust-Vetluga burial ground, which refers to kaminsko-turbinsky phenomenon and reflects the migration of Indo-European peoples.

Finno-Ugric tribes inhabited the territory of the modern European part of Russia since prehistoric times. On the territory of the Republic of Mari El preserved archaeological sources relating to the first Millennium BC. Since the Mari writing — tiste was used exclusively for records of economic information, and Tatar written sources were destroyed in the capture of Kazan, almost all written information about the history of the middle Volga associated with Russian sources.

Cheremis (the modern name — Mari) were the first authentically mentioned in the X century in the letter khazarskaia Joseph dignitary Cordoban Caliph will Hasday Ibn Shafrut. The ancestors of the modern Mari between the V and VIII centuries interacted with the Goths, later with the Khazars and Volga Bulgaria, which was located on the territory of modern Tatarstan and was destroyed in 1236 by the advancing Mongol troops of Batu Khan. With the resulting Golden Horde of the Mari, apparently, were in allied relations. From the XIII to the XVI century the Mari were part of the Golden Horde and the Kazan khanate.

Since the IX century, the Mari came into contact with advancing to the East Slavic and Slavic-Finnish population, founded the city of Rostov, Galich, Yaroslavl, Suzdal, Vladimir and in 1221 Nizhny Novgorod. Thus, the Mari fell into the sphere of influence of Kievan Rus. Western Mari gradually adopting Christianity oslavyanilis, unwilling to convert to Christianity fled to the East. In the Middle ages, Russian-Tatar clashes in the Mari lands became commonplace. In 1551, the land of the mountain Mari (right Bank of the Volga) came under the control of the Russian Kingdom, and in 1552 the Royal troops took Kazan, and meadow Mari began to pay tribute to the Russian Kingdom. Began a 30-year period Cheremis wars, which culminated in the building of walled cities to keep military garrisons (in 1583 founded Kozmodemyansk, in 1584 — Tsarevokokshaisk — now Yoshkar-Ola, Yaransk, Sanchursk) and subsequent settlement in the Russian region.

Forced Christianization led to the fact that the Mari went into the woods, leaving empty whole villages. Under Peter I the Mari began to call in the army, abolished the Tarkhan estate. Along with this, a scientific study of the territory began, the first written monuments of the Mari language in Cyrillic appeared. The first Mari grammar of Putsek-Grigorovich appeared in 1775. The situation of the Mari remained quite difficult, and in 1775 they massively supported the Pugachev uprising.

In 1872, the Kazan teachers ' Seminary was opened, one of the tasks of which was to train representatives of the Volga peoples, including the Mari. This gave a serious impetus to the development of education and culture (including national) in the region.

Before the October revolution, the Mari (like most of the peoples of Russia) did not have their own statehood and were scattered in the Kazan, Vyatka, Kostroma, Nizhny Novgorod, Ufa and Perm provinces. Today, out of 670,000 Mari, only 324.3 thousand live in the Republic of Mari El. Historically, which is 51.7 % of the Mari live outside their Republic, including 4.1 percent outside of Russia.

After the October Revolution, on November 4, 1920, the Mari Autonomous region was formed. In 1922, the region was severely affected by the famine that engulfed the Volga region. In may 1922, in the Mari Autonomous region was listed as hunger strikers, according to official data 466 486 people (including 164 429 children).

In 1920-e years were two equal literary language norms: logomasini language Mari language. These years, as in other national republics, were marked by the active development of national and cultural construction.

July 15, 1929 Mari Autonomous region became part of the newly formed Nizhny Novgorod (1932 — Gorky) region. December 5, 1936 Gorky region was abolished, the Mari Autonomous region was transformed into the Mari ASSR, directly part of the RSFSR.

On December 5, 1936 the Mari Autonomous region was transformed into the Mari ASSR. October 22, 1990 — Mari Soviet socialist Republic (MSSR), without leaving the RSFSR. 9 December 1992 — Republic of Mari El (amendment to the Law came into force from the date of publication in Rossiyskaya Gazeta on 12 January 1993). Name — ethnic self-designation of its indigenous population — Mari("man, husband"). Mari "Mari, Mari, Mari", al "country, region".

In 1936, it was decided to build a pulp and paper mill on the territory of the Republic, designed to provide import substitution of industrial goods. It was announced the all-Union construction on the territory of Lopatinsky Zaton. August 26, 1939 by the decision of the Supreme Soviet of the RSFSR was created Lopatinsky district with the district center in the village of Lopatino under construction pulp and paper mill. In 1940, the village was renamed Volzhsk and was given the status of a city. In connection with the renaming of the area was also renamed the Volga region. The construction of machine-building enterprises gave impetus to the development of Volzhsk, which soon became a major industrial center along with Yoshkar-Ola.

During the war more than 130 thousand people were called to the front. Returned home a little more than 56 thousand people. On the territory of the Republic were placed and employed workers evacuated from the Western regions of the USSR. Enterprises relocated from Moscow, Leningrad, Odessa and other cities entered into operation in the Republic. A number of research institutions of Leningrad were transferred to Yoshkar-Ola. In post-war five-year plans in the Republic there were new large enterprises of machine-building, instrument-making and other industries.

1972 — opening of the first University on the territory of the Republic (Mari state University, Mari state University).

In October 1990, the Declaration on state sovereignty was adopted, and since 1992 the modern name is the Mari Republic (Mari El).

1995 — transformation of the Mari Polytechnic Institute (MPI) into the Mari state technical University (in 2012 it was transformed into the University complex of the Volga state technological University — PSTU).

In the 2000s, in the capital of the Republic, Yoshkar-Ola, many cultural objects were built and reconstructed, such as the Tsarevokokshay Kremlin, embankment, Arkhangelsk Sloboda, chavayna Boulevard, victory Boulevard, etc.



Создание сайта в Республике Марий Эл за 5.000 руб.:

  • - Разработка ресурса 
  • - Предоставление домена вида: ИМЯ.ГОРОД.инфо.сайт
  • - Хостинг 
  • - Публикация Ваших обновлений на городском и региональном info сайте 
  • - Форма обратной связи 
  • - Наполнение информацией (текст, фото, аудио, видео) 

Поддержка сайта в Республике Марий Эл за 2.500 руб. в год:

  • - Регистрация в поисковиках 
  • - Раскрутка сайта 
  • - Размещение Ваших материалов 
  • - Продление доменных имен через 1 год 
  • - Оплата хостинга через 1 год 
  • - Изменения в дизайне 

Дополнительные условия:

  • - Сроки создания - от 1 до 3 дней 
  • - Сайты только у нас на обслуживании 
  • - Юр. лицам: оплата через р/счет 
  • - Частным лицам: оплата по терминалу Qiwi
  • - Материалы по обновлению сайта Вы отправляете нам в неограниченном объеме в течении 1 года 
  • - Работа по договору 
  • - Если Вы довольны нашей работой, мы продлеваем договор на следующий год. 


Подпишись для связи: Вконтакте - Twitter - Facebook - Instagram
Подписка на новости: